- Стало ли киевское Динамо вехой в карьере?
- В любом клубе, где работаешь, остается частичка души. В Киеве я провел, быть может, не отличный, но хороший отрезок. Единственной неудачей считаю то, что, имея в прошлом году солидный отрыв от преследователей, мы, к сожалению, не стали чемпионами. А формирование новой команды - в основном из местных воспитанников - в определенной степени удалось. Работал с хорошими игроками и понимающим президентом клуба, который позволял реализоваться. Что же касается моего ухода, то я всегда сам принимал решения, когда расставаться с коллективом, когда оставаться.
- Юрий Семин ранее сказал, что ему досталось от Газзаева достойное наследство в лице футболистов, которые при нем начинали играть, а при вас расцвели. Намеренно делали акцент на молодежь?
- Для начала хочу пожелать Юрию Павловичу всего хорошего. И как другу, и как коллеге. Не сомневаюсь: все у него сложится успешно. А омоложение Динамо действительно было главным направлением моей работы. И большинство ребят вписались в состав. Коваль, Ярмоленко, Хачериди, Гармаш, Зозуля наверняка будут играть на Евро-2012. Это футболисты молодежной сборной, которая сейчас, на мой взгляд, сильнейшая на континенте. В клубе же они играли бок о бок с Михаликом, Гусевым, Милевским, Шевченко. То есть на девяносто процентов команда была украинской, что наблюдалось в последний раз лет десять-пятнадцать назад. Это важно, учитывая традиции киевлян, которые достигали весомых результатов, когда базировались на местных игроках.
- Такой курс был вашей инициативой?
- Полностью моей. Мне дали карт-бланш в вопросах формирования команды, и грех было им не воспользоваться. Не забывая, естественно, о результатах. Многие легионеры, скрывать не стану, высказывали недовольство, но жизнь доказала правильность выбранного курса. Да и конкуренцию пока никто не отменял. Если бы сегодня принял команду, выбрал бы тот же путь.
- Вы уже пришли с идеей омолодить коллектив или она возникла в ходе работы?
- Пришел. Знал, что у меня будет много игроков с высоким потенциалом, который требовалось раскрыть.
- Но ведь уже существовала команда, дошедшая до полуфинала Кубка УЕФА.
- То, что хорошо сегодня, завтра может не пригодиться. К тому же у каждого тренера свои требования к построению состава, взгляды на игру. Плюс, когда я принял коллектив, девять футболистов были серьезно травмированы. И это тоже в определенной степени поспособствовало обновлению команды.
- Как вы в связи с этим смотрите на Шахтер, который, с одной стороны, добивается успехов, а с другой - по большому счету бразильская команда?
- На сегодня Шахтер - сильнейший клуб Украины, он показывает классный футбол и дает результат. Горняки очень хорошо укомплектованы и замечательно сбалансированы. Но Шахтер к своему нынешнему состоянию шел четыре-пять лет. Повторю: мы, считаю, сделали правильный выбор.
- В Украине вы себя чувствовали легионером?
- Родина есть родина! Поэтому - конечно, чувствовал. Это уже другая страна.
- К вам там относились как к иностранцу?
- Нет, все было тепло и по-доброму. У меня остались от работы в Киеве очень хорошие воспоминания. И отношения были прекрасными - с руководством, с игроками. Но чужеземец всегда чужой в любой стране. Родина при любых обстоятельствах дороже.
- Вы упомянули про прекрасные отношения с игроками, но почему тогда не сработались с Алиевым?
- У каждого тренера свои взгляды на футбол, своя концепция игры, определенный подбор состава. Формирование коллектива тоже дело индивидуальное. Это нормально. И уделять подобным вещам особое внимание, а тем более превращать в сенсацию, - совершенно, на мой взгляд, неправильно.
- Александр Заваров перед возвращением Семина на Украину заявил: мол, зачем нам российские тренеры? Семин не может дать Динамо ничего нового, и вообще киевлян должны тренировать украинцы. Вам приходилось сталкиваться там с тренерской оппозицией?
- Я Заварова знал как хорошего игрока. Но не знаю его как тренера. Поэтому комментировать его слова мне как-то не с руки. Как и слова Блохина, кстати. Ни у того, ни у другого тренерских достижений я не заметил.
- Блохин вывел сборную Украины в 1/4 финала Чемпионата мира.
- Тогда скажите: кто в том году играл в четвертьфиналах первенства планеты?
- Сразу всех и не припомнишь.
- А кто чемпионом мира стал, помнят все! Вот вам и аргумент. Не стоит считать достижением выход в 1/4, 1/8 Чемпионата мира. Скажем, почему я говорю о росте уровня российского Чемпионата. Еще три-четыре года назад выход из группы в еврокубках считался достижением. Сейчас для наших ведущих клубов это обязательная программа, никто не ставит вопрос иначе. Комплексы исчезают, почти исчезли. И абсолютно уверен: один из российских клубов в ближайшие годы добьется больших успехов в Лиге Чемпионов.
- Иными словами, четвертьфинал Лиги Чемпионов, куда в уходящем году пробился ЦСКА, не достижение?
- Я бы все же к ним отнес полуфинал и финал. Или даже только решающий матч. Ведь повторю: осенью большинство даже не вспомнит, кто играл весной в 1/4 финала. А финалистов - наверняка.