- Господин Фрателло, Вы закончили тренерскую карьеру в NBA и сейчас работаете на ТВ. Если сравнить эти два вида деятельности, что для Вас интереснее - телевидение или тренерская работа?
- Конечно, это две совершенно разные стихии, но позитив в том, что, работая комментатором на ТВ, я остаюсь в баскетбольном контексте NBA. Мне очень нравится тренировать, но природа этой работы в том, что порой ты достигаешь результата, а порой нет. И тогда тебе ищут замену. Все тренеры, которые остаются без команды, встают перед вопросом - что делать дальше? Мне очень повезло, что я нашел себя на телевидении. Я получил шанс комментировать и разбирать матчи на ТВ.
Семь лет я работал в Атланте. После чего попал на канал NBC и три года там поработал. Потом тренировал Кливленд шесть лет. Закончился контракт с Кливлендом - и меня пригласили на TNT, я там пробыл пять лет. Потом получил приглашение от Мемфиса - а оттуда вернулся на TNT, и работаю там последние четыре года. Так что я уже довольно долгое время дрейфую между ТВ и тренерским мостиком, и постоянно остаюсь в курсе всех событий вокруг баскетбола. Что для меня самое важное.
- Фамилия у Вас итальянская?
- Да, Fratello по-итальянски означает "брат".
- У вас итальянское происхождение?
- Род моей мамы происходит из Сицилии, из двух маленьких городков в провинции Палермо . Я ценю свое происхождение, несколько раз был в Италии, на Сицилии - замечательная страна, замечательные люди.
- В восьмидесятых Вы бывали в Советском Союзе с командой Атланта Хоукс, даже путешествовали по стране.
- Знаете, я совсем недавно был в России - в прошлом году. Организовывал клинику, точнее, некий день спорта для восьми сотен детей, большой спортивный праздник. Мне запомнилась и поездка - мы провели там два или три дня, проводили тренерские семинары, клиники. А когда возвращались, остановились на ночь в Москве, а потом уже вернулись домой. Помню, кто-то сказал: "Вы, пожалуй, первый американец в этом городе". Не помню название того города (Речь идет о Фестивале детского баскетбола в Йоршкар-Оле, республика Марий-Эл, Россия, сентябрь 2009 г. - ред.), но они построили абсолютно новый плавательный бассейн, Дворец спорта, шикарные сооружения в таком маленьком городке! Мы долго летели - в Москву, а затем пересаживались на местные авиалинии. Очень маленький провинциальный городок, очень аккуратное, чистое, красивое, все покрашено свежей краской. Напоминает небольшую швейцарскую деревушку.
- А свой первый визит в Советский Союз Вы помните? Тогда это было большое событие - американская команда гостит в Союзе. Думаю, у вас осталось много впечатлений.
- Это правда. Самое яркое воспоминание - мы едем в автобусе до первого отеля, где мы должны были заночевать. Вдруг в какой-то момент мы увидели стадо коров - они переходили дорогу. И тут они решили остановиться. Перегородили дорогу - и не дают нам проехать. Нам пришлось сидеть и ждать, пока они не пойдут дальше. Такое было первое впечатление об этой стране. В одну из первых ночей пребывания мы ночевали в гостинице, и в нее ударила молния. Перегорела вся электрика. Представьте, в целом большом здании - это был, пожалуй, не отель, а общежитие - нет света. Мы все ходили со свечами. Так что начало было не слишком оптимистичным. Но потом все наладилось.
- На этот раз, когда Вы ехали в Украину - что ожидали увидеть? Возможно, похожую картину с восьмидесятыми?
- Нет, совсем нет. Конечно, я знаю, что все изменилось - мне рассказывали знакомые в NBA, и Александр Волков. В Киеве живут четыре миллиона человек - это город по размеру такой, как Атланта! А еще мне говорили, что ваш город очень красивый. Я не знал, чего ждать, но о вашем городе и о вашей стране люди говорят много хорошего.
- Помните ли Вы Сашу Волкова в молодости - когда вы только начали с ним работать? Какой он был, как привыкал к жизни в Америке?
- Конечно, он очень впечатлил нас - и мы тогда взяли его на драфт, подписали контракт. Он был одним из первых советских баскетболов в NBA. Он был молодой, очень активный, очень хотел учиться. В нем было внутреннее упрямство. С тех пор Саша, очевидно, налег на вкусные обеды и ужины, и совсем не похож на того тощего мальчика, который приехал к нам. Сейчас он настоящий солидный "мэн". Если серьезно, он изначально заставил себя уважать за то, что очень серьезно и упорно работал на тренировках. У нас тогда были очень сильные игроки - Доминик Уилкинс, Док Риверс и другие. Он играл вместе с великолепными баскетболистами и учился у них.
- Насколько сложно было для него адаптироваться к американскому баскетболу?
- Я так думаю, что ему было действительно нелегко. Но он был готов на все, ибо преданно любил баскетбол. Видимо, его очень смущало, что его не так часто выпускали на площадку. Здесь, дома, он был лидером, он играл все время. Там у меня был Доминик Уилкинс, был Кевин Уиллис - я не мог давать ему столько же игрового времени, сколько им. Саше приходилось бороться. Но это хорошо - именно такой игрок нам был нужен - игрок, который стремится играть. Баскетболисты, которым безразлично, сколько времени они проводят на площадке - это плохие игроки. Мне всегда нравились парни, которые переживают за того, что их не выпускают играть. Это означает, что они голодны до баскетбола.
- Не кажется ли Вам, что Вы сейчас в похожей ситуации - приехали из Америки в Украину, в новую для вас страну, где совсем другой менталитет, взялись за новую для себя работу?
- Наверное, так и есть. Я действительно пока многого не знаю. Но я принял это предложение и готов к тому, что придется учиться. Придется делать домашнюю работу, делать исследования, общаться с новыми людьми - и, в конце концов, тренировать баскетбольную команду. Это дело, которым я занимаюсь всю жизнь.
- Что вы знаете об украинском менталитете? О психологии украинских игроков?
- Не могу сказать, что сейчас я много знаю о вашем менталитете. Впрочем, я знаком с игроками, которые работали со мной. Относительно современных игроков, моя задача в том и состоит, чтобы общаться с людьми, имеющими опыт работы с ними. Я понимаю, что придется много учиться, чтобы найти подход к каждому игроку. Ведь, с одной стороны, каждый баскетболист - отдельная уникальная личность. А с другой, каждый игрок команды должен подчиняться нашей общей командной цели, нашей командной игре в обороне, в атаке. Конечно, мы попытаемся выяснить, какие таланты есть у каждого из них, но после этого мы предложим им приспособиться к нашей командной концепции. И конечно, психологическая сторона дела - очень важна. Важно играть вместе, играть активно. Важно подготовить их к каждой конкретной игре, в конце концов, морально подготовить их к тяжелому ежедневному тренировочному процессу. Это процесс, сложный процесс. Здесь не хватит одного или двух дней - это настоящий процесс создания команды.
- Что Вы думаете о европейском баскетболе? Действительно ли он разительно отличается от американского? Есть ли для Вас европейский баскетбол чем-то новым, или Вы знаете его достаточно хорошо?
- Думаю, с европейским баскетболом я знаком достаточно хорошо. Вообще, современный баскетбол - это в значительной степени компромисс. С одной стороны, европейский баскетбол стал намного лучше в последние годы и взял много полезного из NBA. А с другой, NBA заимствовала из Европы очень много интересных вещей. Например, трехочковая линия, которая стала таким важным фактором в последние десятилетия. Зато изменилась трехсекундная зона от трапеции к прямоугольнику. Сама трехочковая линия в европейском баскетболе стала немного длиннее, время на атаку уменьшилось. Идет нормальный обмен традициями ради одной цели - сделать баскетбол более универсальным, ведь это игра, популярная во всем мире.
- Не кажется ли Вам, что могут быть проблемы с общением? Ведь не все наши игроки свободно общаются на английском.
- Да нет, я же итальянец - мы разговариваем руками, и все этот язык понимают. "Отходи назад", "защита", "бросай мяч" - это понимают все. На самом деле, здесь есть много людей, которые готовы помочь и могут компетентно переводить. Конечно, если мы соберем игроков, которые хорошо знают английский, будет гораздо проще.
- Каковы Ваши следующие шаги и когда мы увидим Вас в Украине?
- Это будет зависеть от графика в NBA. Стараться приехать, как только освободится четыре или пять дней, свободных от различных дел. Планирую приехать в апреле, но это будет зависеть от того, когда у меня начнется первая игра плей-офф. Например, регулярный сезон заканчивается в среду, а у меня последняя игра - во вторник, а первая игра плей-офф, скажем, в субботу или в воскресенье - в этот промежуток я попытаюсь приехать и провести здесь три дня. Словом, все будет зависеть от графика, который сейчас сложно предсказать.