У Гран-при Кореи в этом очень нелегкая судьба. Во-первых, главный вопрос чемпионата был решен неделей ранее. Во-вторых, очень многие специалисты указывали на то, что большинство гонщиков, да и команд в целом не смогут перестроиться за столь короткий промежуток времени, поэтому ожидать максимальных результатов тоже не стоит.
В-третьих, всю неделю формульное сообщество обсуждало чемпионство Себастьяна Феттеля, празднования и чествования, которые проходили по этому поводу. И совсем незаметно пришла пятница, и все вспомнили, что на носу новый этап.
АНАЛИТИКА: Гран-при Кореи. Начало битвы четырех за второе место
Не знаю, сколько времени праздновали в Red Bull, и сколько чего было выпито, но темп заданный McLaren в свободных заездах в пятницу и субботу, Быки не выдерживали. Но уже в квалификации Себастьян Феттель огрызнулся, его проигрыш Льюису Хэмилтону составил меньше трех десятых секунды. Дальше пилоты расположились в следующем порядке: Баттон, Уэббер, Масса, Алонсо, Росберг, Петров, Ди Реста и Сутил. При этом, пилоты Red Bull использовали во всех трех сегментах покрышки Super Soft, в то время как их конкуренты как минимум хоть один раз выезжали на Soft.
Быки всерьез рассчитывали, что именно Soft станет их козырем в этой гонке. Скажу сразу, что в итоге стратегия почти всех команд поменялась во время гонки. Но обо всем по порядку.
Старт гонки прошел спокойно, лишь Марк Уэббер, как обычно, проиграл несколько позиции. А вот первый круг был очень богат на события. Главным стал обгон Себастьяном Феттелем Льюиса Хэмилтона. Перед этим был провал Дженсона Баттона, который пытаясь обойти Сэба, очень широко вышел и поворота, чем воспользовались его соперники. Марк Уэббер смог красивейшим маневром обойти сразу двух пилотов - Дженсона Баттона и Фелиппе Массу.
АНАЛИТИКА: Итоги Гран-при Японии: триумф Феттеля и полный комплект сюрпризов
Следующие четыре круга ушли на стабилизацию отрывов. Стоит отметить, что Феттель не смог уехать сразу и быстро. Хэмилтон держался очень уверенно, разрыв колебался в пределах полторы-трех секунд. Но и следующие пилоты не особо отставали. И Уэббер, и Масса, и Алонсо с Баттоном держали темп, а если и проигрывали, то считанные доли секунды. Даже Нико Росберг отставал от Баттона не больше чем на три секунды. А после восьмого круга, наметилось сразу несколько возможных дуэлей. Льюис Хэмилтон смог показать отличный круг и приблизился к Феттелю почти вплотную. Фелиппе Масса свое отставание от Марка Уэббера сокращал по крупицах, и только пит-стоп лишил нас возможности увидеть атаку.
А самая интересная борьба развернулась между Дженсоном Баттоном и Нико Росбергом. Немец подъехал очень близко, по этому команда Джэнса приняла решение зазвать пилота на пит. В Mercedes решили рискнуть и провести пит-стоп одновременно с Баттоном. И не прогадали, - Росберг буквально на полкорпуса выехал раньше на фаст-лэйн. Дженсон, расстроенный таким поворотом событий, срезал линию выезда из пит-стопа, попутно обогнав Нико. Правда, вовремя поняв свою ошибку, на прямой Баттон пропустил Росберга. Кругом спустя британец все же добился своего и обогнал немца.
Тем временем остальные лидеры тоже провели смену покрышек. И что удивительно, Себастьян Феттель, который нещадно растрачивал свой Super Soft в квалификации, снова перешел на Super Soft.
На восемнадцатом круге Виталий Петров пытался пройти Фернандо Алонсо перед третьим поворотом, но не рассчитал точку торможения. Как результат – он протаранил Михаэля Шумахера. Для обоих пилотов на этом гонка закончилась, а на трассе появилась машина безопасности.
ВИДЕО: Гран-при Кореи: Петров таранит Шумахера
На рестарте ситуация не изменилась, пелотон понемногу растянулся. Стюарды при этом наказали Пасиора Мальдонадо штрафным проездом по пит-лейн за неверный заезд в боксы.
Горячим запахло в борьбе Росберг-Масса-Алонсо. Дуэт Ferrari очень активно напоседал на Росберга. Нико постоянно оттягивал точку торможения в конце прямой, а в одном из моментов ошибся, был вынужден перетормаживать, и не попал на апекс. В итоге он пропустил Фелиппе Массу и Фернандо Алонсо. К тому же Нико повредил левую покрышку и поехал за новым комплектом раньше всех в пелотоне.
Ближе к средине дистанции Марк Уэббер стал очень активно атаковать Льюиса Хэмилтона, но никак не мог обогнать последнего. Команда британца принимает решение на 34 круге сменить резину. Red Bull не хочет отпускать Хэмилтона, и зазывает Уэббера на синхронный пит-стоп. Но это не приносит результата, австралиец близок, но все, же не впереди британца.
Третья волна пит-стопов внесла лишь одну коррективу в первую десятку. Фернандо Алонсо за счет более позднего пит-стопа сумел обогнать Фелиппе Массу.
Льюис Хэмилтон и Марк Уэббер продолжили свое сражение и после пит-стопа. Марк несколько раз выходил вперед, но в следующем повороте уступал отвоеванное место. Все это сработало на руку Себастьяну Феттелю, который отыгрывал по пол секунды на круге. Кроме того, темп Льюиса позволил приблизиться к этой паре Дженсона Баттона, а через некоторое время и Фернандо Алонсо. К слову, испанец после второго пит-стопа начал штамповать быстрейшие круги. Но реальной борьбы не получилось. У McLaren была очень хорошая скорость на прямых, что не позволяло Уэбберу пройти Хэмилтона, а Алонсо смог приблизится к Баттону не больше чем на одну секунду. Но все, же мы смогли увидеть один очень красочный эпизод до конца гонки. Это Хайме Альгерсуари смог дожать Нико Росберга и на последнем круге завоевал седьмое место.
Себастьян Феттель довел гонку до победы. Дальше финишировали Хэмилтон – Уэббер – Баттон – Алонсо – Масса – Альгерсуари – Росберг – Буэми – ди Реста.
Основными факторами показанного командами результата стала работа с покрышками. Из-за плохой погоды команды не смогли как следует протестировать разные комплекты. Собранной в последней практике и квалификации информации было недостаточно, чтобы понять, как будет вести себя резина в условиях гонки. Pirelli заявляли что Super Soft будет работать порядка семи кругов, а Soft – восемнадцать-двадцать. Исходя из этих характеристик, большинство команд планировали проводить три пит-стопа. Но когда по ходу гонки стало понятно, что расход резины не такой критичный – большинство пилотов сменили тактику в сторону уменьшения количества остановок.
Плюс ко всему, из-за плохой погоды мало кто из пилотов точно знал, как поведет себя болид с резиной разной степени износа.
Для Ferrari этот этап был неоднозначным. С одной стороны ее пилоты оказались за пределами подиума как в квалификации, так и в гонке. Само Гран-при было довольно не ровным, а темп болида варьировался
К слову, трасса в Йонаме очень интересная. Ее нельзя назвать подходящей ни для одной из команд. Первый сектор очень скоростной с двумя длинными прямыми. По идее он должен был подходить McLaren, чуть меньше Ferrari. Второй сектор содержит несколько очень быстрых поворотов, подходящих для Red Bull. Третий с затяжными поворотами – очень медленный. Поэтому баланс в настройках имел критическое значение.
На мой взгляд, разные команды по-разному вышли из сложившейся ситуации. Так, Red Bull максимально использовал свои сильные стороны, и за счет отличного второго сектора отыгрывались по отношению к соперникам. Кроме того, Быки имеют очень надежную и стабильную машину. Их болид, в принципе, прогнозируемо ведет себя в работе с покрышкам, и износ тех или иных комплектов более-менее стабилен от гонки к гонке. Именно это позволило Себастьяну Феттелю, не имея достаточной информации, пилотировать на максимуме и постепенно отрываться от преследователей. Нельзя не отметить и тактическую гибкость, проявленную Крисом Хорнером и сотоварищами. Видя, что Super Soft на болиде McLaren работает очень неплохо, они, дабы не допустить отрыва, тоже переодели Сэба в Super Soft. Хотя изначально планировался Soft. Кстати, невнятные результаты, показанные пилотами Быков в свободных практиках, в основном зависели от погоды. В условиях дождя и подсыхающей трассы, Red Bull не конкуренты для McLaren. Такое можно объяснить заточеностю настроек болидов Быков под максимальную прижимную силу, что в условиях непогоды не работает на максимальном уровне.
Команда McLaren после первых двух дней была вправе рассчитывать на большее. И действительно, ее пилоты выиграли все тесты, квалификацию. Но как говориться гонка есть гонка. В гоночных условиях, болиды McLaren не мог поддерживать стабильную скорость, особенно на компаунде Soft. Мартин Уитмарш заметил, что болиды внезапно потеряли большое количество прижимной силы, а с чем это было связано, по ходу гонки установить не смогли.
Кроме того, пилоты жаловались на недостаточную поворачиваемость болида. Особенно это сказывалось на последнем секторе. Дженсон Баттон в борьбе с Марком Уэббером никак не мог приблизиться на линию атаки перед выходом на стартовую прямую.
Для Ferrari этот этап был неоднозначным. С одной стороны ее пилоты оказались за пределами подиума как в квалификации, так и в гонке. Само Гран-при было довольно не ровным, а темп болида варьировался. Сам Алонсо признал, что в первой части гонки он и мечтать не мог, чтобы побороться за места в первой тройке.
Но вот темп, показанный испанцем на последнем участке, не может не радовать. Многие специалисты объяснили эту скорость постепенно пустеющими баками. Но мне кажется, что в случае с Алонсо это был комплекс факторов. Во-первых, испанец на последнем отрезке получил чистый трек, как впереди, так и сзади, что немаловажно. Это позволило ему атаковать трассу, а не соперников. Во-вторых, на этом этапе гонки Фернандо использовал мощность двигателя по максимуму. Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что на последних кругах он бросил ехать, а по завершению гонки и вовсе остановился, не доезжая до боксов. В-третьих, на болиде Алонсо был установлен не обкатанный компаунд Soft. Кроме того, если бы Ferrari могли просто быстро ехать на пустых баках, то они бы были повыше в квалификациях.
Lotus Renault выступили не удачно. Виталий Петров из-за аварии с Михаэлем Шумахером был вынужден закончить гонку, плюс ко всему он получит минус пять позиций на старте следующего этапа. А Бруно Сенна, как это часто случается с новичками, после нескольких неплохих гонок, сдал позиции
Mercedes GP этот этап занести себе в актив не могут никак. Авария Михаэля Шумахера, ошибка Нико Росберга привели к тому, что немецкая команда смогла заработать лишь три очка. Хотя стоит отметить, что темп Нико Росберга на Super soft был отличным. Он лишь малым уступал Дженсону Баттону. Но на более жестком компаунде конкурентоспособность болида заметно упала. А более ранняя замена покрышек привела к тому, что на последних кругах Нико с трудом вписывал болид в повороты, и проиграл позицию Хайме Альгерсуари.
Кого хотелось бы отметить, так это команду Torro Roso. И дело даже не в результате. Команда решила не останавливаться в развитии болида 2011 года. Обновления в системе выхлопа, изменения в строении диффузора позволили не только достичь максимальных показателей на прямых, но и показать отличные времена на круге в целом. Что в свою очередь вылилось в зачетные места для обоих пилотов.
Lotus Renault выступили не удачно. Виталий Петров из-за аварии с Михаэлем Шумахером был вынужден закончить гонку, плюс ко всему он получит минус пять позиций на старте следующего этапа. А Бруно Сенна, как это часто случается с новичками, после нескольких неплохих гонок, сдал позиции. Из позитивных моментов могу отметить, что темп Виталия Петрова до первого пит-стопа был буквально на тысячные доли секунды хуже, чем у Михаэля Шумахера и Нико Росберга.
Force India заняли места сразу после зачетных. Оба пилота жаловались на недостаточную скорость. Не помогли пилотам этой команды ни два отрезка на Super Soft (Пол ди Реста), ни тактика более позднего пит-стопа (Адриан Сутил). В целом конфигурация трассы не позволяла пилотам этой команды рассчитывать на большее.
Sauber откровенно разочаровал. Болиды этой стайни постоянно отличались хорошей работой с резиной. Но здесь, пилоты Sauber на ряду с Вит Антонио Лиуцци, сделали по три пита. И пусть у Камуи Кобаяши одну остановку можно списать на контакт, то болид Серхио Переса просто не держал трассу. В чем собственно суть, сказать сложно. Ведь не о каких новинках заявлено не было.
В Williams сетовали на то, что сэйфети-кар испортил им гонку. Но, на мой взгляд, это не совсем так. Рубенс Барикелло отстал от Адриана Сутила больше чем на 20 секунд. Не думаю, что такое время можно потерять за машиной безопасности, на протяжении трех кругов.
Team Lotus, а особенно Хейки Ковалайнен, смогли выжать максимум из болида и приехать на 14 месте. Это для новой команды очень хороший результат, если учитывать тот факт, что позади остались пилоты команды Sauber.
Для Marrusia Virgin и HRT этап в Корее - это финиш двумя болидами и приобретение очередной порции опыта в организации работы команд.
Сергей Дузь, специально для СПОРТ bigmir)net