Александр Сытник: Ребров давал свои личные деньги, когда у академии были проблемы

Воспитанник академической группы 1985-года Павла Яковенко в рассказал, почему он покинул Динамо, и как оказался в структуре Шахтера.
Александр Сытник

Неделю назад футбольной общественности стало известно, что два тренера из академии Динамо Александр Сытник и Владимир Самборский перешли в академию Шахтера. Руководитель динамовской школы Александр Ищенко резко заявил, что хоть Сытник и Самборский долгое время были в Динамо, но динамовцами так и не стали.

Два тренера в прошлом воспитывались в академической группе 1985-года Павла Яковенко, которая дала Украине Милевского и Алиева. Команда, которая на юношеском уровне могла на равных играть против Португалии - Роналду и Англии - Руни.

- Александр, назовите главную причину, почему вы ушли из академии Динамо?

- Есть два основных момента: первый -  отсутствие перспективы роста, и второй -  финансовая сторона.  Первый момент – в один момент я понял, что шансы подниматься выше по структуре клуба у меня фактически нулевые. У меня нет больших заслуг перед клубом как футболиста: я не играл за Динамо в Лиге чемпионов и сборной, но я всегда максимально отдавался работе, будучи тренером академии. Для того, чтобы быть мотивированным на работу стоит понимать, а какие перспективы в ближайшем будущем. Вторая причина – это финансовая. Этот вопрос в академии поднимали давно. И речь ведь не только во мне или в Володе Самборском (который также как и Александр Сытник ушел из академии Динамо — прим. Автора). Об этом говорили все работники академии, но никто на это не реагировал.

Для меня работать в большом клубе престижно, но я ж не могу объяснить своим детям, что работаю за престиж. Я хочу, чтобы люди понимали, что ушел из Динамо не потому, что меня перекупил Шахтер. Еще до контракта с представителями “горняков“ я решил, что ухожу из Динамо. Просто информация о том, что мы с Володей Самборским ушли из клуба дошла до представителей Шахтера и они сделали нам интересное предложение.

После ухода из Динамо нам организовали встречу с новым руководителем академии Шахтера аргентинцем Хорхе Раффо. Он объяснил свое виденье работы. Я молодой тренер и мне хочется учиться. Философия Хорхе направленна на футбол Барселоны. Мне она импонирует. Если кто-то думает, что мы в Шахтере получили большие деньги, то очень ошибается. Здесь я смогу прогрессировать как тренер и созданы хорошие условия для работы. Мы благодарны руководству Шахтера за доверие.

- Каких результатов удалось добиться работая в академии Динамо?

- Сначала я работал помощником у Алексея Дроценко с 15-летними. Позже главным тренером Динамо стал Сергей Ребров и привел испанских тренеров по всей структуре клуба. Альберто Босх возглавил академию. Он изначально знакомился с нами и тренировочным процессом. Для меня большим опытом было работать с Дроценко. Он позволял мне самореализовываться, видел мое желание и рвение. Потом когда Альберто начал вносить изменения, он настоял чтобы, я возглавил команду 2001-го года рождения. И в помощники дал мне Владимира Самборского. В свое время мы вместе играли и в академии, и в сборной, и даже в клубе. Потому понимали друг друга очень хорошо.

За год работы с 2001-м годом мы стали чемпионами. И нас сразу же перевели работать с 2002-м годом. Это был один из самых проблемных возрастов динамовской молодежи. Но за год работы нам удалось найти подход к ребятам и мы стали чемпионами. Я не хочу ставить во главу угла результат, главное - прогресс игроков. У нас в команде было 11-12 сборников.

- Как прошел процесс прощания с Динамо?

- Когда у нас с Володей Самборским закончились контракты мы обратились к одному из руководителей академии Александру Алексеевичу Ищенко и озвучили свои причины почему хотим уйти. Он с нами был согласен: и по перспективам, и по финансам. Тем более, что финансовые вопросы он не решает. К нему никаких претензий нет. В плане перспектив, он нам честно сказал, что в ближайшее время работать с командой уровня U-19 или дубля у нас шансов нет. А сидеть и ждать 10 лет смысла нет.

 

Были разные варианты продолжения карьеры. Была даже идея организовать свою частную школу, плюс были варианты поработать во взрослых командах. Решение приняли однозначно! Ищенко согласился с нами и отпустил. Разговоров о том, чтобы остаться или предложение встретиться с руководством клуба - не было. В клубе нам подписали документы и отдали трудовые. Это процесс не одного дня. И подавать так, что никто не знал, что мы уходим с клуба не корректно. Только после того, как мы ушли из Динамо через пару дней на нас вышли представители Шахтера, мы все обсудили и подписали контракты. Когда эта информация вышла, звонили из менеджмента Динамо и были предложения вернуться. Но мы уже обо всем договорились с Шахтером и о возвращении речь идти не могла.

- Работа испанских тренеров в академии Динамо – это плюс или минус?

- Я считаю, что это большой позитив. Вся структура начала работать в одном направлении. Все было прописано по плану и понятно от а до я. Все понимали, какая у нас направленность и чего мы хотим достичь. Мне хотелось бы поблагодарить всех испанцев за работу с ними. И конечно же, огромное спасибо Сергею Реброву, который курировал всю работу структуры. Он приезжал к нам на тренировки и игры, общался и очень помогал. Даже когда у нас в академии были финансовые проблемы, то даже давал свои личные средства, чтобы помочь академии. Человек с большой буквы и большой профессионал.

- Чему Вас научили испанцы за 3 года работы?

- Организации тренировочного процесса: от разминки до заминки. До их прихода все было по программе советских времен. Я не скажу, что это плохо. Но они принесли нам европейский подход, работу над тактическими аспектами. В мире есть миллион упражнений, но нужно понимать какой акцент делать, чтобы получить нужный эффект. При испанцах был прогресс академии. Это чувствовали и тренера и сами футболисты. Все было по одной методике: от 15-летних до первой команды. И молодежи в такой системе легче адаптироваться к требованиям первой команды. Я считаю, это был глоток свежего воздуха для Динамо и академии. Тем более, видно было по ним, что люди выкладываются на своей работе. Они делали разборы игр и тренировок с утра и до ночи. Работая с ними я понял, что работа тренера это не просто поработать 2 часа на тренировке и домой. Чтобы добиваться результата нужно анализировать и планировать тренировочный процесс с утра и до ночи. Испанцы много внимания уделяют индивидуальному подходу к каждому игроку.

- Вы можете сравнивать ваше поколение футболистов и нынешнее. Много ли талантов в резерве украинского футболе?

- В каждом из возрастов есть потенциально очень сильные игроки, готовые стать звездами. Но есть много факторов, от которых зависит карьера игрока: здоровье, удача, доверие тренера. У нас в профессиональном футболе часто ставят молодого игрока на один матч, он не успевает себя показать и на нем ставят крест. Молодому игроку нужно доверие. В юном возрасте психология игрока еще неустойчивая. Украина богата на таланты, но с ними нужно постоянно работать и требовать от них. А то с нашим менталитетом ребята иногда дают слабинку, думая, что уже всего достигли.

- Академия Динамо в последнем сезоне переиграла Шахтер на всех фронтах, к тому же молодежные команды U-19 и U-21 стали чемпионами. Почему испанская эра в Динамо завершилась и всех испанцев убрали из структуры клуба?

- Это решение руководства клуба и я не хочу его обсуждать. Значит так посчитали правильным, захотели перезагрузки системы. Только время покажет насколько это правильный шаг. Главная причина изменений – это уход из Динамо Сергея Реброва. Ведь именно он строил пирамиду.

- Что самое сложное в работе детского тренера?

- Найти подход к молодым футболистам. Ведь это еще дети и у них особая психология. Нужно понимать в каком настроении ребенок пришел на тренировку, что у него в голове. Ребенок должен чувствовать, что тренер с ним сначала и до конца. Дети любят, когда с ними общаются, но иногда сами боятся спросить. С молодыми игроками должен быть индивидуальный подход, ведь это не профессиональный футбол. Здесь ты отвечаешь за каждого игрока в отдельности.

- Вы воспитанник академической группы Павла Яковенко 1985 года рождения. Ваша команда, в которой были Артем Милевский, Александр Алиев, Александр Яценко и многие другие, подавала большие надежды, ведь в юношеском футболе демонстрировали топ-результаты. Почему ваша карьера не сложилась столь ярко, как ёё начало?

- По завершению карьеры я много думал об этом. Во многих факторах, которые повлияли, я виноват сам. Но также следует сказать, что если бы я встретил тренера, который нашел ко мне индивидуальный подход, то все могло сложиться по-другому. В нашей команде, которую собрал Павел Яковенко, действительно было много игроков готовых играть на самом высоком уровня. Но когда мы с юношеского футбола дошли до команд Динамо-3 и Динамо-2 механизм поломался. 

В академии тренер постоянно жил с нами, был рядом 24 часа в сутки и мы демонстрировали результат. Потом когда мы были в клубе, а Яковенко собирал нас в сборную, то в его команде мы даже играли намного лучше, чем в клубе. Но мы опять возвращались в клуб, а на нас не рассчитывали. Мы играли в финале молодежного чемпионата Европы и брали много соревнований среди юношей. Будь такие результаты в условной Испании или Франции, я уверен, что большинство ребят играли бы в своих клубах. А у нас мы добивались результатов, возвращались в клуб, а нас опять отправляли во вторые и третьи команды.

Находясь там многие останавливались и не прогрессировали. В тот момент в Украине шла массовая завозка легионеров. Я бы не сказал, что они были такого уровня, с которым мы б не могли конкурировать. Но определенное приоритет был у них. Также мы сами наделали много ошибок в плане поведения за пределами тренировочного поля.

- Вы считаете, что если бы Яковенко и дальше вел вашу команду в Динамо-2, то судьбы многих сложились бы иначе?

- Я считаю, что если бы он вел нас еще на 2 года дольше, то было бы лучше. А так произошло то, что произошло. У каждого своя история и каждый из нас должен говорить о себе. Но по большому счету, ни у кого яркой карьеры не сложилось.

- Артем Милевский недавно вспоминал о дуэли Григория Ярмаша с Криштиано Роналду. Какой соперник играя за молодежную сборную Украины, Вам запомнился больше всего?

- Играли мы против многих звезд: и против Роналду, Руни, Рамоса, Силвы, Солдадо, Хуанфрана. И со звездной сборной Испании сыграли в ничью. Я на фланге играл против Рамоса. Он уже тогда играл в Севилье и как раз собирался переходить в Реал. На Западе к своим воспитанникам другой подход. Многие наши молодые футболисты ездили в испанские клубы, к ним отношение, как к легионерам. А ставка на своих. Легионер должен быть на две головы выше, чем свой футболист. У нас часто бывало если одного уровня легионер и футболист, то делали ставку на легионера. И у молодого игрока опускались руки. И после 3-4 лет в дубле талант умирал как футболист. Так многие ребятам потерялись.

Поверьте, что у нас в стране очень много талантов. Мы ничем не хуже испанцев, немцем, французов. Вспомните, как травили Ярмоленко, когда он только начинал карьеру. Но почему-то, только тренер из за рубежа Газзаев не боялся критики и доверял ему. И теперь Ярмоленко один из лучших в Украине и востребованный в Европе. Кризис в украинском футболе должен пойти нам на пользу. Мы должны повернуться лицом к нашей молодежи.

Наверх